Пятница, 19.04.2024, 12:56
Главная Мой профиль Регистрация Выход RSS
Вы вошли как Гость | Группа "Заглянувшие"Приветствую Вас, Гость
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск по сайту
Погода
гороскоп
гороскоп
Страны посетителей
free counters
Сколько мы живем

По материалам Л.П. Окладникова, А.П. Деревянко

VI—VII вв. на территории Приморья и Приамурья рас­пространяется новая культура железного века — мохэская. Мохэ — многочисленные и сильные племена, о которых сообщают китайские летописи.

Жители Мохэ делились на несколько больших родоплеменных союзов, из которых наиболее крупными были объединения хэйшуй, сумо, шивей-мохэ. Племена сумо-мохэ первоначально занимали тер­риторию верхнего течения Сунгари. Хэйшуй-мохэ обитали в районе нижнего течения Амура и, в свою очередь, делились на северных и южных. К юго-востоку от сумо находилось племя байшань, а к се­веро-востоку — племя гудо. Еще северо-восточнее обитали племена аньчэгу а еще дальше фонйе (или фуне), которые занимали терри­торию в районе верхнего течения Уссури, а также долины рек Б. Ус-сурки и Бикина. К востоку от фуне, на морском побережье и вблизи устья Амура обитали племена хаоши (или гуши).

Большое число археологических памятников на территории Даль­него Востока относится к мохэскому времени. Это поселения, могиль­ники, наскальные рисунки. Характерная черта мохэской культуры в том, что в ней железо окончательно побеждает камень. Мохэские по­селения постоянно сопровождаются следами плавки железной руды. В камеру сыродутного горна закладывали железную руду вперемешку с топливом. Расплавленное железо стекало вниз, где оно и скаплива­лось, образуя крицу с округлым дном и бугристой верхушкой.

Из железа делались прежде всего орудия: топоры, кельты, ножи, наконечники стрел. Это самые распространенные изделия мохэских кузнецов и плавильщиков.

В целом страна Мохэ описывается как низменная и сырая. Жи­тели ее занимались хлебопашеством. «Землю пашут парою лоша­дей. Произрастают просо и пшеница. Из зелени родится мальва. Вино делают из риса, и оно также пьяно».

Немалую роль в хозяйственной жизни мохэских племен игра­ло скотоводство, с переходом на плужное земледелие особенное значение приобрело коневодство. Еще с эпохи неолита и бронзы дальневосточные племена занимались разведением свиней. Остат­ки костей свиней встречаются при раскопках любого поселения мохэ.

Свои поселения мохэ строили на склонах гор по берегам рек и озер. Письменные источники, описывая мохэские жилища, со­общают, что поверх вырытого в земле углубления составлялись в козлы бревна и покрывались землей. Сверху таких землянок проделывалось отверстие, через которое по лестнице проникали внутрь. Внешне эти землянки похожи на китайские курганы или могиль­ные холмы. Летом племена кочевали, а зимой вновь сходились на жительство в землянки.

К началу VI в. мохэские племена представляли значительную политическую и военную силу, с которой вынуждены были счи­таться как государства корейского полуострова, так и китайские императоры. Беспокойная жизнь племен и их воинственность на­шли отражение в монументальных сооружениях — городищах.

В VII в. в Мохэ начинается процесс преобразования власти вое­начальника в наследственную королевскую власть. Число дружин­ников в наиболее крупных племенных объединениях доходило до 7 тыс. человек, в мелких — до 3 тыс.

После кровопролитных войн на территории современной Ко­реи, в которых принимали активное участие племена мохэ, возни­кает Бохайское государство.

В VIII—IX вв. Бохайское королевство значительно расширилось и превратилось в могущественное государство. Оно занимало тер­риторию современной Кореи, Приморья, юга Хабаровского края вплоть до Амура.

Во главе государства Бохай стоял правитель с титулом князь или король (бохай цзю-ван). Согласно китайским источникам, бохайцы называли своего государя «кэ-ду». Власть короля была неогра­ниченной, его повеления имели «силу закона, и ничто не приводи­лось в исполнение без его утверждения».

Гражданское управление осуществляли чиновники во главе с двумя министрами — «правым» и «левым». Министрам подчиня­лись департаменты. Департаменты левого министра: 1 — справед­ливости, 2 — человеколюбия, 3 — правосудия. Департаменты пра­вого министра: 1 — благоразумия, 2 — обычаев, 3 — верности. Чи­новники разных рангов обязаны были являться ко двору в одежде установленных для них цветов.

Для военного управления существовал совет военачальников, которые так же, как чиновники, подразделялись на две группы — начальников отрядов левой и правой армии.

Бохай регулярно поддерживал дипломатические связи с сосед­ними странами, являясь с посольствами к китайскому и японскому дворам. С послами (численность посольской делегации достигала иногда 320 человек) отправлялись письма и дары от властителя. Послов Бохая встречали приветливо и с почтением, снабжали жильем и пищей, дарили платье, устраивали в честь них приемы. Отправлялись в Бохай и ответные посольства с подарками.

Со временем Бохай создал надежную опору своего могущест­ва — сильную армию и флот. Бохайские воины совершали смелые морские походы на южных соседей в Корее и на японские острова, наводя ужас на их жителей. Известна связанная с этими набегами древняя пословица, что три бохайца стоят одного тигра.

Археологические находки свидетельствуют о высокой для того времени культуре, развитом строительном искусстве и архитектуре. Бохай славился не только искусными ремесленниками, но и обра­зованными людьми, своими писателями, поэтами, учеными. Пер­воначально бохайские князья отправляли молодых людей в столицу Китая для изучения языка, литературы, древних и новых законов Китая. Скоро училища стали возникать при сельских храмах в самом Бохайском государстве. Передают даже, что неграмотным и не уме­ющим стрелять из лука не разрешалось вступать в брак. Бохайцы по­мимо владения китайской грамотой создали и собственное письмо, приспособленное к фонетическим особенностям языка бохайцев.

Могущество Бохая было поколеблено, а затем и уничтожено киданьскими племенами. Занимаясь скотоводством, кидани издав­на вели кочевой образ жизни. Раздробленные на множество родов, они долгое время не играли самостоятельной роли в истории: были в подданстве у Китая, затем у тюрок и снова у Китая.

В IX в., пользуясь ослаблением Китая, кидани усилились. В это время у киданей существовал союз восьми кочевых племен, управ­ляемый выборным вождем одного из племен. После трехлетнего управления власть переходила в порядке очереди к вождю другого племени. Знаки достоинства общенародного вождя, знамя и бара­бан, переносилось к палатке преемника.

Воинственные племена быстро разрастались за счет пленных китайцев и бохайцев. Вождь киданей Амбагянь (правил более 25 лет с 901 г.) узурпировал власть и сформировал единое государс­тво киданей, которое быстро стало отвоевывать территории Бохай. Бохайцы покорились киданям, втайне ненавидя их, но восстано­вить свое государство уже не смогли.

Восстановить утраченную народами Маньчжурии и Дальнего Востока после падения Бохая высокую культуру, развитую эконо­мику и собственное государство пришлось чжурчжэням (нюйчжей) спустя два века.

Чжурчжэни появляются в исторических сочинениях китайцев в VII в. как мохэские племена, обитающие на окраине империи Бохай и отчасти сохранившие свою независимость при нашествии киданей. Более ста лет предпринимались попытки объединения чжурчжэньских племен, это удалось сделать военачальнику Агуде.

Став вождем, Агуда бросил вызов императору киданей Ляо в 1112 г. и приказал войскам ковать оружие, укреплять проходы в горах, усилить обороны крепостей. В течение следующих лет жес­токие сражения принесли чжурчжэням победу.

Агуда принял императорский титул, а свою династию назвал Цзинь («Золотая» династия). К 1118 г. Маньчжурия была очищена от киданей, за которыми остались только Монголия и север Китая. Некоторое время Агуда занимался реформаторской деятельностью. Он организовал управление, создал пышный двор по китайскому образцу, реорганизовал армию, учредил военный совет, ввел свою письменность. Затем продолжил борьбу с киданями.

Агуда умер в 1123 г., оставив после себя огромную империю. В состав Цзиньского государства входили Маньчжурия, северный Китай и значительная часть Монголии.

Русские, пришедшие на Дальний Восток в XVII в., увидели здесь богатый лесом и пушниной край с крайне малочисленным туземным населением тунгусо-маньчжурской этнической группы. Обществен­ный строй представлял собой родоплеменные союзы, которые вели кочевой и полукочевой образ жизни, утратив достояние былой ци­вилизации. У туземного населения отсутствовало письмо, счет, на­выки ведения сельского хозяйства, строительства, каких-либо про­изводств. Одежда шилась из шкур диких животных и рыбьей кожи. Население занималось сбором дикоросов, охотой, рыболовством. Жили в полуземлянках и приземистых деревянных строениях с оча­говым отоплением и фанзах по типу китайских. Сходные обряды и традиции отчасти напоминали о чжурчжэньской культуре, наслед­никами которой и являлись эти народы. Коренное население лока­лизовано было в нескольких селениях по берегам рек Амур, Уссури и ее притокам. Историческая судьба этих народов с XVII в. оказалась неразрывно связана с судьбой Российского государства.